Внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

    Федеральным законом РФ от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ).

    Рассмотрим изменения, наиболее актуальные для государственных (муниципальных) учреждений.

    Классификация расходов.

    Согласно новой редакции ст.21 БК РФ «Классификация расходов бюджетов» код вида расходов включает группу, подгруппу и элемент вида расходов (п.5). Пунктом 6 ст.21 установлены общие для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группы и подгруппы видов расходов. Например, согласно пп.1 п.6 ст.21 группа «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами» объединяет подгруппы:

    - «Расходы на выплаты персоналу казенных учреждений»;

    - «Расходы на выплату персоналу государственных (муниципальных органов»;

    - «Расходы на выплату персоналу государственных внебюджетных фондов.

    Кроме того, согласно п.6 ст.21 едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также являются группы:

    - «Закупка товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд» (пп.2 п.6);

    - «Социальное обеспечение и иные выплаты населению» (пп3. п.6);

    - «Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности (пп.4 п.6);

    - «Межбюджетные трансферты» (пп.5 п.6);

    - «Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям» (пп.6 п.6);

    - «Обслуживание государственного (муниципального) долга» (пп.7 п.6);

    - «Иные бюджетные ассигнования» (пп.8.п.6).

    Перечень единых для бюджетов бюджетной системы РФ элементов видов расходов классификации расходов устанавливается Минфином России (п.7 ст.21 БК РФ).

    Отметим, что положения введенных в ст.21 пунктов распространяются на правоотношения, возникающие при составлении бюджетов, начиная с бюджетов:

    - пункта 5: на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов);

    - пункта 6: в части подгрупп видов расходов – на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов); в остальной части – на 2014 год (на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов).

    П.2 ст.23.1 БК РФ «Классификация операций сектора государственного управления» установлены единые для бюджетов бюджетной системы РФ группы классификации операций сектора государственного управления:

    1) доходы;

    2) расходы;

    3) поступление нефинансовых активов;

    4) выбытие нефинансовых активов;

    5) поступление финансовых активов;

    6) выбытие финансовых активов;

    7) увеличение обязательств;

    8) уменьшение обязательств.

    Единый для бюджетов перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления устанавливается Минфином России (п.3 ст.23.1 БК РФ).

    Отметим, что положения новой редакции п.2 и 3 ст.23.1. распространяются на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов, начиная с бюджетов за 2014 год (на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов).

    Принцип эффективности.

    В новой редакции ст.34 БК РФ утонено понятие «принцип эффективности». Принцип эффективности означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости:

    - достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономность)

    и (или)

    - достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативность).

    Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания.

    Внесены изменения в ст.69.1 БК РФ «Бюджетные ассигнования на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ). Так, в новой редакции абз.3 к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг относятся ассигнования на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий на выполнение ими государственного (муниципального) задания. Напомню, в прежней редакции была формулировка «включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных  (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам».

    Согласно новой редакции п.1 ст.78.1 БК РФ «Предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями» в бюджетной системе предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнениями ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального)  имущества.

    Заключение долгосрочных контрактов.

    Согласно новой редакции п.3 ст.72 БК РФ «Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» уточнен порядок заключения долгосрочных контрактов.

    Так, контракты на поставку товаров в соответствии с государственной программой вооружений могут заключаться на срок ее реализации (абз.1 п.3).

    Контракты на выполнение работ, оказание услуг с длительным производственным циклом (превышающим срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств) могут заключаться на срок, установленный решениями о подготовке и реализации бюджетных инвестиций, принимаемыми в соответствии со ст.79 БК РФ (абз.2 п.3).

    Контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, на выполнение работ, оказание услуг с длительным производственным циклом (превышающим срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств) могут заключаться в случаях, установленных нормативными правовыми актами соответствующих органов государственной (муниципальной) власти, на срок, установленный такими актами, а также в соответствии с иными решениями соответствующих органов государственной (муниципальной) власти (абз.3 п.3).

    Государственные контракты на поставку товаров на длительный срок (превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств), предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок в соответствии с решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

    Правовое положение казенных учреждений.

    В соответствии с новой редакцией из п.1 ст.161 БК РФ «Особенности правового положения казенных учреждений» исключено положением о том, что казенное учреждение может находиться в ведении органа управления государственным внебюджетным фондом.

    Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности (п.10.1 ст.161 БК РФ).

    Исполнение судебных актов.

    Уточнен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (глава 24.1 БК РФ). В частности, из п.2 ст.242.1 исключение положение о том, что копия судебного акта, прилагаемого к исполнительному документу, должна быть заверена судом.

     

    Изменения в БК РФ вступают в силу с момента опубликования (08.05.2013 г.), за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.